Экомобиль. Родина должна знать своих героев!

Этот рассказ про замечательных ребят из Лаборатории скоростных автомобилей (ЛСА) ХНАДУ (1, 2 и 3). Первый раз я попал в ЛСА больше года назад. Я тогда носился с идеей Эвомобиля (4). Работая над этой темой я пришел к тому, что необходимо создать методику расчета прочности шасси веломобилей (своего рода аналог норм летной годности в авиации). Для этого я пошел в наш автодорожный, посоветоваться со специалистами.

Там меня направили в ЛСА, где я познакомился с Александром Сергиенко - конструктором Формулы 1600 (ХАДИ-31 и ХАДИ-33) и Экомобиля (ХАДИ-34). Я стал свидетелем создания Экомобиля, поэтому могу кое-что о нем рассказать. ХАДИ-34 это рекордный автомобиль, который построен специально для участия в соревнованиях Shell Eco-marathon (5 и 6). Участники соревнуются в том, кто проедет большее расстояние на литре бензина. В Эко-марафоне есть несколько классов, а также есть возможность использовать различные виды топлива (их энергоемкость пересчитывается на условное топливо - бензин от Шелл). В правилах соревнований прописаны различные ограничения по безопасности, конструкции, средней скорости и т.д. Под эти требования более 220 команд из разных стран и городов создают свои конструкции, а затем соревнуется за звание самого экономичного. Рекорд, установленный на Эко-марафоне в прошлом году был 3771 км на литре условного топлива. Этот рекорд установила команда Микроджоуль (7) технического колледжа из французского города Сен-Себастьен.

ХАДИ-31     ХАДИ-33

ХАДИ-34     ХАДИ-34

На момент моего знакомства с Сашей, еще не было конструкции, не было спонсоров, была идея и желание участвовать. Для Экомобиля есть 3 основных критерия, по которым производится оптимизация конструкции. Сопротивление трения качения, аэродинамическое сопротивление и суммарный КПД двигателя и трансмиссии. Сопротивление трения качения тем меньше, чем меньше снаряженная масса аппарата, меньше коэффициенты трения качения в ступицах колес и резины по дорожному покрытию. Аэродинамическое сопротивление тем ниже, чем меньше мидель (наибольшее поперечное сечение) конструкции, меньше площадь поверхности и характер трения (ламинарный или турбулентный погранслой), а также меньше сопротивление давления (зависит от формы кабины). КПД двигателя и трансмиссии зависит от режима и времени работы двигателя.

Сначала схема Экомобиля представляла собой трайк (одно переднее колесо и 2 задних), но со временем была выбрана схема обратного трайка (2 колеса впереди и одно сзади). Такая схема обладает более простой трансмиссией (выше КПД и меньше масса) и меньшими потерями на аэродинамическое сопротивление (меньше мидель, более обтекаемая форма). Далее следовала компоновка и процесс проектирования узлов. Для уникальной техники, приходится практически все создавать с нуля. Так был создан кузов, моторама, система управления, редуктор. В качестве силового агрегата использован двигатель от Honda, в качестве коробки передач - планетарная втулка от Shimano.

Вариант 1     Вариант 2

Вариант 2     Окончательный вариант

Одно дело сделать чертежи, - совсем другое изготовить конструкцию в "железе". Кузов Экомобиля из композитов (стеклопластик) создавался в несколько этапов. Сначала был изготовлен "болван". Затем с него сняли матрицы, и уже в них выклеивали корпус. Процесс этот долгий и трудоемкий. Под остекление были отдельно изготовлены формы для термо-вакуумной формовки. Материал остекления - акрил. Особое внимание уделялось колесам.

моторный отсек     двигатель, моторама, редуктор

управление     ступица колеса

Когда все было готово, ребята провели испытания-тренировки на харьковских стадионах. Затем были пафосные анонсы и презентации (8 и 9) и сборы, сборы, сборы...

Тренировки     Тренировки

Тренировки     Тренировки

Дальше, всего 35 часов в автобусе и здравствуй Германия. =>Пробные заезды. =>Соревнования.
В соревнованиях у каждой команды формально 4 попытки, в зачет идет больший результат. Команд много, на старте очередь... Наша команда смогла сделать только три попытки, на четвертой пробили колесо. На первых попытках не хватило опыта. В крайней было небольшое столкновение, что без сомнения ухудшило результат. Саша говорит, что при достаточном количестве опыта и везения, они могли бы проехать около 700 км, но проехали в итоге только 570 км. Таким образом, команда ЛСА ХАДИ заняла 45 место в общем зачете и 22 в классе автомобилей с бензиновым двигателем. Первое место заняла команда Нантского политеха (4896 км/л) на водороде, второе Микроджоуль (2965 км/л) на бензине: 10. Репортаж харьковских новостей: 11. Затем еще 35 часов в автобусе и здравствуй Харьков.

Shell Eco Marathon     Shell Eco Marathon

Shell Eco Marathon     Shell Eco Marathon

Shell Eco Marathon     Shell Eco Marathon

Без сомнения, есть куда расти по сравнению с лидерами, но для первого раза очень хорошо. Чтобы улучшить результат необходимо сменить колеса, что сразу дает существенное уменьшение коэффициента трения качения! Облегчить конструкцию - ХАДИ 34 весит 41 кг, лучшие конкуренты менее 20 кг! Подготовить более легкого пилота, Саша Сергиенко весит за 70 кг, в то время, как минимальный вес пилота по правилам соревнований 50 кг! Улучшать трансмиссию и возможно двигатель. Возможно, улучшить аэродинамику.

Что это даст? Только банальное снижение снаряженной массы с 110 кг до 70 кг даст увеличение пробега примерно 1,5 раза (т.е. при благоприятном стечении обстоятельств более 1000 км). Улучшение остальных характеристик может еще в разы поднять дальность. Правда, говорить об этом рано. Не смотря на то, что спонсоры и руководство довольны, создание следующего Экомобиля пока под вопросом. Хочется пожелать ребятам удачи, творчества и побед.

Комментарии (5) Пинги (0)
  1. Обалдеть. Читал в авто журнале, видел по Дискавери. Завидую. А какая конструкция! Кузов…мммммм… Нет слов.
    Я много лет занимаюсь веломобилями. Заценил.

  2. Молодцы! А зачем три колеса? Почему не два или запрещено?

  3. Очень красивая машина!


Оставить комментарий


Нет обратных ссылок на эту запись.